В Москве прошел семинар-совещание «Психологические службы в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития 2023».
Психологическая служба МГТУ им. Н.Э. Баумана и еще более 120 психологов и руководителей психологических служб вузов со всей России приняли участие в семинаре-совещании «Психологические службы в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития 2023». Организатором события выступило Министерство науки и высшего образования России, в частности Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности, совместно с Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
На протяжении двух дней, с 12 по 13 июня, на площадке Мастерской управления «Сенеж» состоялись проектные сессии, дискуссии и мастер-классы. Организаторы отмечают, что во время групповой работы затронули широкий спектр тем: «Психологическая служба в техническом вузе: опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана», «Психологическая гигиена», «Особенности оказания психологической помощи в техническом вузе», «Современные подходы к работе со студентами. Новые вызовы», «Развитие психологической службы инклюзивного вуза», а также многие другие.
Перед участниками семинара-совещания выступили заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, президент федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» Ольга Васильева, представители Российской академии образования, Российского Красного Креста и другие партнеры.
«Министерство науки и высшего образования понимает важность и очень заинтересовано в развитии психологических служб в вузах. Мы видим насколько это важно для системы высшего образования, и какие хорошие дает результаты, в том числе, и для развития конкурентоспособности выпускников, имеющих компетенции психологической устойчивости и быстро интегрирующиеся в окружающую реальность, – отметила заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова. – Также важно обсуждать и делиться практиками. Совместно с Российской Академией Образования Минобрнауки ведется работа по развитию психологических служб вузов, разрабатываются методические рекомендации, которые в настоящий момент апробируются в 15 пилотных вузах. Все эти вопросы мы обсуждаем с коллегами в рамках созданной межведомственной рабочей группы. Все это очень востребовано».
«При поддержке Минобрнауки России в Российской академии образования создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования. День за днем специалисты центра оказывают адресную помощь нашим университетам. Оказание психологической помощи студентам и преподавателям выстраивается по единым высоким стандартам» — рассказалапрезидент федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» Ольга Васильева.
«За последние 30-40 лет психология смогла во многом стать той наукой, которая обладает значительной степенью предсказательности. И это понимание создает хорошую основу для решения задачи психологического здоровья общества. Молодые люди, переживающие сейчас серьезное испытание, связанное с изменением парадигм индивидуализма и европоцентричности, могут рассчитывать на профессиональную помощь и поддержку специалистов. В 90-е такого института не было и многие не смогли тогда сформировать эффективное понимание экологичной и эффективной реализации своей жизненной стратегии. Мировоззрение, адекватная картина мира, общественных отношений, определение собственных жизненных целей, горизонтов планирования и ожиданий — сложная, но необходимая работа. Роль психолога в образовании во многом должна определять принципы работы этого мощнейшего инструмента борьбы общества за будущее, будущее сегодняшних и завтрашних детей.» — доктор политических наук, проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин.
«Системная работа государства по развитию психологических служб – это тот шаг, который необходим для развития современного подхода к работе с молодежью. Сегодня для студентов найти свое место в постоянно меняющемся мире — это сложная внутренняя работа, в которой нужна поддержка. В нашей стране для этого сделано многое, и мы уже формируем свою мощную школу, объединяющую знания и успешные модели работы психологических служб. Мастерская управления «Сенеж» — центр с большим опытом реализации образовательных проектов, в числе которых есть и психологическое направление. Мы готовы объединять экспертов и масштабировать практики отечественной школы, развивать данное направление и делиться с регионами эффективными решениями в сфере образования» — подчеркнул первый проректор Мастерской Управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мастер-класс как работает психологическая служба в техническом вузе организовали Миронов Алексей, директор учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана, Лазарев Сергей, руководитель психологической службы МГТУ им. Н.Э. Баумана и Крылов Сергей заместитель директора учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Специалисты показали уникальный опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и цифровых сервисов в психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Продемонстрировали успешные практики организации психологического консультирования и психодиагностики. Нейрогимнастика и упражнения для снятия стресса стали для всех участников тригером хорошего самочувствия.
На протяжении всей программы сессии участники обсуждали с экспертами актуальные вопросы, посвященные психологическому сопровождению в системе высшего образования, современным подходам к работе психолога со студентами после СВО, направлениям и форматам психологической помощи, а также представители психологических служб вузов делились опытом и успешными практиками.